Комментарий к Декрету Президента Республики Беларусь № 10 от 6 августа 2009 г.

Комментарий к Декрету Президента Республики Беларусь № 10 от 6 августа 2009 г.
Данным Декретом впервые в практику вводится понятие «инвестиционный договор между инвестором и Республикой Беларусь». Такие договора заключаются на основании решения исполнительных органов власти - от правительства до райисполкомов - и в зависимости от масштаба и территории, на которой будет реализован инвестиционный проект, Декретом предусматривается трехуровневая система заключения инвесторами договоров с Республикой Беларусь, дифференцированная в зависимости от значимости проекта и предоставляемых преференций.

  • 1-ый уровень:
      Инвестиционный договор заключается по решению исполкомов и органов госуправления
  • 2-ой уровень
      Инвестиционный договор заключается по решению правительства в рамках действующего законодательства. При этом не требуется ни предоставления инвестиционного бизнес-плана, ни проведения государственной экспертизы
  • 3-ий уровень
      Инвестиционный договор заключается по решению Совета Министров по согласованию с Президентом. Это те преференции и льготы, которые на дату подписания инвестиционного договора не предусмотрены законодательством, при этом требуется предоставление бизнесплана и проведение государственной экспертизы.

На сегодняшний день в республике существует практика заключения инвестиционных договоров от лица правительства или уполномоченных органов, однако такого права нет у исполкомов. Поэтому для их заключения исполнительными комитетами требовалось принятие указа. Кроме того, перечень значимых объектов, на которые предоставляются гарантии и преференции, определяется правительством.

В свою очередь введение вышеупомянутой трехуровневой системы заключения договоров, послужит стимулом для более широкого применения института заключения Республикой Беларусь инвестиционных договоров для привлечения иностранных и отечественных инвесторов.

Что касается содержания инвестиционного договора, то в нем указываются не только объект, объём и сроки вложения инвестиций, но и права и обязанности сторон инвестиционного договора на весь срок действия инвестиционного договора.

Договор устанавливает порядок и орган рассмотрения споров между сторонами инвестиционного договора, связанных с положениями инвестиционного договора. В качестве рассматривающего спор органа может быть определен суд иностранного государства, арбитражный (третейский) суд, созданный на территории иностранного государства, если инвестором является физическое или юридическое лицо иностранного государства и международным договором, заключенным Республикой Беларусь, в том числе о защите инвестиций, такой суд определяется как компетентный орган по рассмотрению спора.

Оговариваются такие общие преференции для проектов, реализуемых в рамках инвестиционных договоров

  • как предоставление земельного участка в аренду без проведения аукциона;
  • поэтапное оформление необходимых документов по отводу земельного участка одновременно со строительством на фактически занятых землях и строительство объектов с параллельным проектированием последующих этапов строительства;
  • ввоз технологического оборудования и запасных частей к нему для объектов, связанных с реализацией инвестиционного проекта, без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость.

Также инвестор освобождается

  • от возмещения потерь сельскохозяйственного производства,
  • а также компенсационных выплат, связанных с переносом и вырубкой зеленых насаждений на землях населенных пунктов;
  • уплаты государственной пошлины за выдачу специальных разрешений иностранным гражданам, привлекаемым инвестором для реализации инвестиционного проекта, на занятие трудовой деятельностью в нашей стране, а указанные иностранные граждане – от уплаты государственной пошлины за выдачу разрешений на временное проживание в Республике Беларусь.

Вместе с тем в Декрете предусмотрена ответственность, за невыполнение (или ненадлежащее выполнение) инвестором взятых на себя обязательств Республика Беларусь в виде отказа в одностороннем порядке от исполнения своих обязательств по заключенному инвестиционному договору.

Большими плюсами документа является то, что декрет максимально упростил работу инвесторов в Беларуси. Например, теперь можно разрабатывать проект и одновременно вести строительство.

Значительно облегчены процедуры получения и использования инвестором земли. Инвестору не нужно будет участвовать в аукционе для выделения земли. Арендная цена на землю тоже не будет меняться до окончания строительства.

Касаясь вопросов согласования, теперь некрупные инвестиционные проекты не нужно будет согласовывать в Совете Министров и у Президента. Решения смогут принимать Минский горисполком и областные исполнительные комитеты.

Можно выделить также моменты, которые декрет не затронул, а именно регулирование ограниченного круга инвестиционных правоотношений. В Декрете упоминаются вопросы привлечения только новых инвесторов и только на вновь создаваемые объекты с оформлением инвестиционных договоров и, как правило, иностранных инвесторов. Что в свою очередь является основанием для оставления не урегулированными возникающих вопросов по защите прав действующих инвесторов , как белорусских, так и иностранных.

Похожие вопросы